Главная > Практики > Лесной > Практики в Лесном > Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки

Практика: Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки

Создание целостной системы социокультурной реабилитации детей-инвалидов на базе библиотеки.

Срок реализации практики:

С 1996 года по настоящее время.

Цель:

Создание в МБУ "ЦГДБ им. А.П. Гайдара" культурно-развивающей среды, направленной на обеспечение равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию; содействие развитию творческого и интеллектуального потенциала детей-инвалидов; социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.

Задачи:

  1. Организация творческого объединения для детей-инвалидов и членов их семей.
  2. Приобщение детей-инвалидов к чтению как важному условию развития речи.
  3. Укрепление партнёрских связей между людьми и организациями, принимающими участие в судьбе детей с ограничениями здоровья.
  4. Включение широких слоёв местного сообщества, волонтёров в решение проблем детей-инвалидов.
  5. Организация участия детей-инвалидов в творческих фестивалях и конкурсах различного уровня.
  6. Развитие творческих способностей детей-инвалидов посредством проведения творческих мастерских.
  7. Разработка и реализация социокультурных и просветительских проектов (в т.ч. грантовых), направленных на социализацию детей-инвалидов.
  8. Информационное сопровождение семей, воспитывающих детей – инвалидов.
  9. Оказание методической помощи семьям детей-инвалидов в привитии навыков чтения.

Предпосылки реализации:

  • Отсутствовала целостная система социокультурной реабилитации в учреждениях культуры г. Лесной.
  • Дети-инвалиды не являлись активными пользователями библиотечных услуг, и как особая категория читателей в библиотечной практике не выделялась.
  • Возрастающие духовные и культурные потребности детей-инвалидов и членов их семей, проживающих на территории городского округа "Город Лесной".
  • Необходимость выполнения требований государства в сфере библиотечного обслуживания детей-инвалидов.

Описание муниципальной практики:

МБУ "ЦГДБ им. А.П. Гайдара" уже более 22 лет ведёт системную работу с детьми-инвалидами и членами их семей. За многие годы библиотека сформировала особую социокультурную среду. Организовано творческое объединение "Лучики" для детей-инвалидов и членов их семей. На сегодняшний день объединение посещают дети с тяжёлыми нарушениями здоровья (аутизм, ДЦП, синдром Дауна, олигофрения, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения зрения и слуха, другие заболевания).

В основе деятельности объединения - социокультурная реабилитация, направленная на компенсацию ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов средствами культуры, искусства и творчества.

За время многолетней работы сформировались три направления социокультурной реабилитации: досуговое, просветительское, творческое. Ключевые методы реабилитации – библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия, театротерапия.

В рамках досугового направления библиотека ежегодно проводит для детей–инвалидов и членов их семей праздники к календарным и знаменательным датам, а также семейные и народные, активно вовлекает детей в библиотечные фестивали, конкурсы, инклюзивные акции. Администрацией ЦГДБ им. А.П. Гайдара организуются культурные поездки членов объединения на цирковые представления и театральные постановки в г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил.

В рамках просветительского направления ведется комплектование фондов медицинской, психологической, педагогической литературой, изданиями досугового характера, в т. ч. и на специальных носителях. С целью устранения информационных барьеров, обеспечения удобного эргономического пространства в библиотеке создана Яблочная полка, организованы «зоны» для «тихого» чтения, для проведения занятий творчеством, организации досуга. Для членов объединения проводятся заочные краеведческие экскурсии по городам Свердловской области, чтения-слушания произведений лучшей детской литературы, беседы о прочитанном. Для родителей организуются социальные гостиные - встречи со специалистами: медиками, психологами, юристами. Родители получают необходимую педагогическую, правовую и социальную поддержку, информацию по вопросам действующего законодательства, о новых нетрадиционных формах обучения и воспитания, адресах лучших медицинских центров страны.

 В рамках творческого направления проводятся творческие мастерские и занятия по арт-терапии. В создании работ применяются различные нетрадиционные техники:  бумагопластика, шерстяная живопись, батик, роспись по ткани, квиллинг, скрапбукинг, работа с синильной проволокой, тканью и другие. Изобразительные и декоративно-прикладные работы "лучиков" неоднократно отмечены дипломами городских и областных фестивалей творчества детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями –  активные участники видео-интернет-проектов библиотеки: "Потому, что русский я по духу", "ЖУК" (Живой Указатель Книг), "СТИХИйные чтения поБасенкам", посвященные 250 летию И.А. Крылова, поэтические микрофоны, посвященные Дню города и комбината.

Кроме того, ведётся индивидуальная работа с детьми – инвалидами:

  • индивидуальное информирование, составление рекомендательных планов чтения, при этом обязательно учитываются заболевание, уровень начитанности, характер проблемы читателя;
  • домашний абонемент (обслуживание инвалидов на дому).

Со дня основания объединения в библиотеке работает Бюро Добрых Дел. Библиотечные специалисты в определенный час и день читают малышам сказки по телефону, поздравляют больных детей с днём рождения  от имени литературных героев. Дистанционно через программу Skype учат мастерить поделки, предлагают стать удаленными участниками мероприятий.

Специальная система отметок на формулярах читателей позволяет проводить индивидуальную работу с каждым ребенком-инвалидом, приходящим в библиотеку. Учитываются все особенности заболевания ребенка. Активно идёт работа по обучению детей и родителей компьютерной грамотности и поиску информации в глобальной сети Интернет по специальному проекту "Лучик в Интернете".

В 2017 г. совместно с Молодёжной общественной организацией градообразующего предприятия ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор" внедрена инновационная форма реабилитации - "книжный" поход.

В 2018 г. реализован новый социокультурный просветительский проект "Книги, в которых мы не были", посвящённый знакомству с новой литературой из серии "Новая детская книга".

Большое внимание в библиотеке уделяется созданию условий для общения особых детей с внешним миром, друг с другом, со своими сверстниками – детьми.

В рамках всероссийской акции "Библиосумерки-2018" для детей-инвалидов организована благотворительная инклюзивная акция "Радостные дети". С этой целью   на акцию приглашаются ребята-участники клубных формирований городских учреждений культуры, учащиеся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования.

При активной поддержке Молодёжной общественной организации градообразующего предприятия библиотека реализует инновационную практику общения с особыми детьми - "дружботерапия". Это инклюзивные встречи, на которые приходят семьи, воспитывающие детей-инвалидов и семьи, воспитывающие здоровых детей. Такие встречи помогают особым детям наладить общение со сверстниками, познакомиться с единомышленниками, но самое главное, найти друзей!

Кроме того, в целях беспрепятственного доступа и обслуживания детей с ограниченными физическими возможностями установлен пандус, кнопка вызова, для слабовидящих пользователей на ступени библиотеки нанесена специальная маркировка.

Для реабилитации детей-инвалидов в библиотеке создано внутреннее комфортное пространство, предполагающее свободный доступ к фондам библиотеки, получение информации в доступных для детей-инвалидов форматах. Библиотека активно развивает дистанционные услуги: онлайн доступ к электронному каталогу, тематические веб-проекты, а также виртуальное обслуживание: "продление книги", "виртуальная справка".

 Внедрение практики "Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в условиях библиотеки" позволило:

  • повысить информированность членов семей детей-инвалидов по вопросам развития и реабилитации;
  • создать условия для полноценного участия детей-инвалидов в жизни городского сообщества;
  • увеличить количество детей-инвалидов и членов их семей, вовлечённых в процесс социокультурной реабилитации.

Затраты на реализацию практики:

Финансирование практики осуществляется из средств местного бюджета и привлеченных средств.

  1. Комплектование книжного фонда литературой для особых детей - 137 тыс. рублей.
  2. Транспортные расходы на паломнические и культурные поездки - 314,2 тыс. рублей.
  3. Приобретение компьютерной техники - 294 тыс. рублей.
  4. Портативное устройство для чтения/увеличения для детей с ослабленным зрением - 51,5 тыс. рублей.
  5. Оплата и начисления на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 202,6 тыс. рублей.
  6. Услуги по опубликованию отчётов в СМИ - 9 тыс. рублей.
  7. Приобретение материалов для оформления и проведения мероприятий - 219,9 тыс. рублей.
  8. Приобретение цветов и подарков - 17,2 тыс. рублей.
  9. Приобретение мягкого инвентаря для библиотечного кукольного театра - 7 тыс. рублей.
  10. Приобретение специального оборудования, игр, игрушек (столы для рисования песком, кресло-мешок, набор мягких игровых модулей и т.д.) - 43,6 тыс. рублей.
  11. Расходные материалы - 33,8 тыс. рублей.
  12. Устройство пандуса - 53,6 тыс. рублей.
  13. Прочие расходы - 4 тыс. рублей.

Достигнутые результаты:

  1. Количество семей участниц творческого объединения "Лучики"- 24.
  2. Количество членов ТО "Лучики"   ежегодно – 30-40.
  3. Количество реализованных социокультурных проектов(в т.ч. грантовых) – 5.
  4. Количество мероприятий, проведённых в рамках социокультурных проектов - 89.
  5. Количество посещений мероприятий в рамках социокультурных проектов - 1502.
  6. Количество мероприятий, проведённых по планам на календарный год  - 214.
  7. Количество посещений мероприятий - 4993.
  8. Количество творческих фестивалей (фестивалей чтения), конкурсов, в которых принимали участие дети-инвалиды -16.
  9. Количество профессиональных мероприятий по обмену опытом социокультурной реабилитации детей-инвалидов - 4.
  10. Количество социальных партнёров, вовлечённых в реализацию практики - 15.
  11. Количество публикаций и видеосюжетов в СМИ (с 2003г. по настоящее время) - 50.

Выгодополучатели:

  1. Дети-инвалиды и члены их семей.

Документы практики:

1. Паспорт практики.

2. Презентация практики.

3. Перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников МБУ "ЦГДБ им. А.П. Гайдара" по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, оказания необходимой помощи.

4. Порядок предоставления информационно-библиотечных услуг инвалидам по месту жительства или в дистанционном режиме.

5. Инструкция "Правила этикета при общении с инвалидами"

6. Инструкция "Правила этикета при общении с инвалидами имеющими нарушение слуха"

7. Положение об организации творческого объединения "Лучики" в МБУ "Центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара"

8. Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБУ "Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара"

Ресурсы практики:

Официальный сайт
Группа в "Вконтакте"

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Нежданова Эллеонора Ивановна

Директор МБУ "Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара"

8 (34342) 4-72-29, nezhdanova60@mail.ru

Камаева Татьяна Викторовна

Заместитель директора по библиотечным технологиям МБУ "Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара"

8 (34342) 4-08-55, metodist.lesnoy@yandex.ru