Формирование системы непрерывного краеведческого образованиях педагогов дополнительного образования в рамках многоденвной краеведческой экспедиции-лагерь с автономным обеспечением.
С 2004 года по настоящее время.
Цель:
Стратегическая цель – решение просветительских краеведческих проблем в области регионального образования через организацию летней этнографической школы.
Тактическая цель – разработка и внедрение в образовательную среду региона практики по обмену опытом краеведческой (этнографической) работы педагогов через авторские технологии, методики и их опытно- экспериментальную апробацию.
Задачи:
- Проанализировать состояние этнографической (краеведческой) работы в регионе.
- Спроектировать и организовать систему обмена опытом педагогов-краеведов Курской области.
- Выявить педагогические проблемы, возникающие у педагогов в процессе реализации воспитательных и образовательных задач средствами краеведения.
- Разработать практические рекомендации по совершенствованию содержания этнографического (краеведческого) образования в регионе.
- Апробировать авторские методики в опытно-экспериментальной работе в полевых условиях Школы.
Предпосылки реализации:
- недостаточное знание истории и традиционной культуры у подрастающего поколения;
- педагогами-краеведами Курской области накоплены научные материалы, которые обладают огромной просветительской и культурно-исторической ценностью;
- необходимость обмена опытом и взаимного консультирования краеведов для поддержания уровень этнокультурологических знаний.
Описание муниципальной практики:
Региональная летняя этнографическая школа "Земляки" - многодневная краеведческая экспедиция с автономным обеспечением (палаточный лагерь) на территории урочища Голубой Лог Курчатовского района Курской области.
Школа "Земляки" создается как педагогическая площадка по обмену опытом, знаниями для педагогов-этнографов (краеведов) и для апробации предлагаемых педагогами области авторских методик и разработок.
Школа организуется для педагогов и детей, занимающихся изучением культурной и социальной антропологии региона (этнологией, этнографией, фольклористикой, региональной историей, лингвистикой, современной социологией).
Основными структурными компонентами практики являются: представление авторских разработок для педагогов, мастер-классы для педагогов и детей, обучающие семинары-тренинги для педагогов, круглые столы по обмену опытом для педагогов, игровые мероприятия для детей, этнографические экспедиции и экологические акции, экскурсии, полевая исследовательская конференция для педагогов и для детей, представление краеведческих (этнографических) материалов команд-землячеств (обыгрывание традиции, праздника и др., записанных в экспедициях) и др.
С 2015 года практика приобрела региональный статус и реализуется в рамках стажировочной педагогической площадки ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования" на базе МКУДО "ДДТ" по теме "Диссеминация эффективных педагогических практик по формированию гражданско-патриотических ценностей и базовой национальной идентичности у обучающихся в условиях дополнительного образования".
Внедрение практики "Региональная летняя этнографическая школа "Земляки" позволило:
- выстроить систему инновационной работы в регионе;
- повысить качество просветительской и патриотической работы в Курской области;
- организовать систему обмена опытом педагогов-краеведов Курской области.
Затраты на реализацию практики:
Финансирование практики осуществляется за счет средств учреждения и привлеченных средств (взносы родителей, личные взносы, средства спонсоров).
Достигнутые результаты:
- Количество детей-участников летней этнографической школы с 2015 года - 263 человека.
- Количество педагогов-участников летней этнографической школы с 2015 года - 89 человек.
- Количество мастеров народного промыслов - участников летней этнографической школы - 7 человек.
- Количество летних этнографических школ - 16.
- Проведено мастер-классов по народной глиняной игрушке, гончарству, народной кукле, ткачеству, войлоковалянию, плетению и др. - 97.
- Проведено мастер-классов по фольклорному пению и обучению традиционным танцам Курской области - 18.
- Проведено музейных лекций и показов - 29.
- Проведено экологических акций по очистке территории урочищ Голубой Лог и Дичня совместно с ИАЦ Курской АЭС - 16.
- Защищено эффективных педагогических практик - 105.
- Представлено педагогических и творческих инновационных проектов - 8.
- Проведено экскурсий (музейных, обзорных по г.Курчатову, зоогеографических, маршрутных и др.) - 19.
- Проведено массовых костюмных игр и квестов по альтернативной истории, по русским сказкам, по ориентированию в лесу, военных квестов - 23.
- Проведено полевых исследовательских конференций - 5.
- Привлечено творческих, краеведческих и фольклорных коллективов - 7.
Выгодополучатели:
- Педагоги-краеведы Курской области.
- Дети-краеведы Курской области.
- Мастера народных промыслов, кустари.
- Музейные работники, работники ОГБУ ДПО КИРО, ОГБУ "КОЦТ", культурологи.
- Студенты-тьюторы.
- Родители.
Документы практики:
1. Паспорт практики.
2. Презентация практики.
Ресурсы практики:
Контакты ответственных лиц за реализацию практики:
|
|
Маликова Надежда Николаевна
Директор Муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Курчатова Курской области
+7(951) 333 28 00, moudodddt_2011@mail.ru
|
|
|
Немцева Людмила Николаевна
Методист Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г.Курчатова Курской области
+7(919)211-72-90, nemtsevakaluzhskih@yandex.ru
|