Создание зоны открытого образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Срок реализации практики:
С 2019 года по настоящее время.
Цель:
Формирование навыков разновозрастного сотрудничества детей дошкольных учреждений в условиях среды типа "Open Space".
Задачи:
- Создать условия в детском саду (в здании, на территории детского сада) для разновозрастного сотрудничества детей дошкольных учреждений.
- Формировать у дошкольников социально-коммуникативные способности и навыки сотрудничества с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО.
- Разработать диагностический инструментарий: развернутое операциональное описание социально-коммуникативных способностей детей, карту "Показатели и критерии оценки работы детей в команде".
- Повышать профессиональную компетентность педагогов через реализацию технологий эффективной социализации дошкольников.
Предпосылки реализации:
- у современных детей отсутствует «дворовая» социализация, когда младшие дети опосредованно учились у старших детей, получали опыт общения, игровой деятельности;
- в дошкольных учреждениях наблюдается заорганизованность образовательного процесса;
- в детских садах отдается предпочтение познавательному развитию ребенка в ущерб социально-личностному.
Описание муниципальной практики:
Открытое образовательное пространство "Open Space" - это вариант развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО. Наличие в детском саду зоны "Open Space" позволяет реализовать идею разновозрастного сотрудничества, гибкого планирования и трансформации пространства по содержательным, а не только режимным основаниям. У каждого ребенка появляется возможность свободно и самостоятельно передвигаться по детскому саду и его территории, находить для себя интересное занятие, инициировать совместные самодеятельные игры.
Взаимодействие с детьми, педагогами, родителями построено на основе технологий эффективной социализации дошкольников (Н.П.Гришаева): рефлексивный круг, Клубный час, развивающее общение, дети-волонтеры.
Технология "Open Space" позволяет изменить уклад жизни детей детского сада. Во время ежедневного рефлексивного круга в разных возрастных группах дети рассказывают о своих интересах, замыслах, выбирают разные активности, в том числе "Open Space". Далее они самостоятельно посещают игровое пространство "Open Space". У детей есть возможность сотрудничать с детьми разного возраста и самостоятельно организовывать разные игры, заниматься на разных игровых площадках: робототехника, мультстудия, исследовательская лаборатория, интерактивный песок. Наблюдатели (младший воспитатель, специалисты) обеспечивают безопасность детей в точках передвижения. Они не только наблюдают, но и оценивают прирост самостоятельных действий детей, сформированность навыков произвольного поведения, детских замыслов.
Используя технологию "Нормотворчество" (Н.Н.Веракса) педагоги мотивируют детей самостоятельно разрабатывать и зарисовывать правила посещения "Open Space". Реализуемые технологии позволяют формировать и развивать у дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
В перспективе: создание условий для разновозрастного сотрудничества детей на улице - Open air.
Внедрение практики позволило:
-
детям дошкольных учреждениях ГО "Город Лесной" продуктивно общаться, работать в команде, сотрудничать с детьми разных возрастов на разных игровых площадках: робототехника, скалодром, интерактивная песочница, полидронные игры, цифровая лаборатория.
Затраты на реализацию практики:
Финансирование практики осуществляется за счет муниципального, областного бюджетов и пожертвований.
- Общие затраты - 6 315 тыс. рублей.
Достигнутые результаты:
- Количество ДОУ, которые приняли участие в образовательных событиях на базе «Open Space» в 2020 году — 6.
Выгодополучатели:
-
Дошкольные образовательные учреждения ГО "Город Лесной".
- Система образования Свердловской области
Документы практики:
1. Паспорт практики
2. Презентация практики.
3. Положение об инновационной деятельности МБДОУ "Детский сад №6 "Золотой петушок".
4. Положение "Клубный час".
Ресурсы практики:
Контакты ответственных лиц за реализацию практики:
|
|
Замиралова Наталья Юрьевна
Заведующий МБДОУ "Детский сад №6 "Золотой петушок"
+7(922)298-57-87, dou6@edu-lesnoy.ru
|
|
|
Авласенко Ольга Леонидовна
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ "Детский сад №6 "Золотой петушок"
+7(904)173-32-77, evao2012@yandex.ru
|
|
|
Заботина Юлия Раисовна
Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №6 "Золотой петушок"
+7(952)737-82-94, dou6@edu-lesnoy.ru
|