Главная > Практики > Саров > Практики в Сарове > Саров, «Мы развные. Мы вместе» формируем инклюзивное мышление

Практика: Саров, «Мы развные. Мы вместе» формируем инклюзивное мышление

г. Саров Нижегородская область

Срок реализации практики:

С 2023 года по настоящее время

Цель:

  1. Создание в библиотеке безопасных и доступных условий получения услуг для всех категорий посетителей, включая детей с особыми потребностями.
  2. Вовлечение детей с проблемами здоровья в культурную, познавательную, и творческую деятельность.
  3. Формирование дружелюбного, уважительного отношения к людям с проблемами здоровья.

Задачи:

  1. Адаптация библиотечного пространства, в котором создаются и обеспечиваются равные возможности всем категориям читателей для получения информационных услуг, развития читательской активности и творческой самореализации.
  2. Внедрение практик, направленных на формирование инклюзивного мышления.
  3. Организация работы библиотечного объединения для детей с проблемами зрения и их родителей.
  4. Выстраивание партнерских отношений с учреждениями, работающих с особенными детьми и подростками.
  5. Помощь общеобразовательным учреждениям в реализации государственной политики, направленной на создание инклюзивного образования.
  6. Информирование горожан о работе библиотеки по реализации настоящей практики.  

Описание муниципальной практики:

Для детей с проблемами здоровья в городе существуют специализированные детские сады, образовательные учреждения, для молодых людей действует клуб «Лотос». Но для социализации таких детей, адаптации их в обществе, расширения социального опыта, очень важно иметь возможность неформального инклюзивного общения и участия таких детей в познавательном и творческом процессе.
Детская библиотека становится для местного сообщества тем местом в городе, где выстраивается система работы, основанная на инклюзивных принципах. Соответственно, учреждение оказывает существенное влияние на формирование инклюзивного мышления населения города, способствует более комфортному психологическому пребыванию детей с особенными потребностями в обществе сверстников, предоставляет детям равные возможности для развития и самореализации.
Основные блоки практики:
1. Проведение мероприятий по созданию доступной и безопасной среды в библиотеке.
Благодаря выстроенной целенаправленной работе, в библиотеке появилась новая визуальная навигация, ведется работа по созданию аудио-ориентиров, используются пиктограммы, оформляются игровые развивающие пособия: бизиборды, настенные игровые панно для детей с различными нарушениями здоровья, приобретаются книги для детей с проблемами зрения.
2. Организация работы с детьми с особенностями развития.
Дети вовлекаются в познавательный и творческий процессы, с удовольствием посещают библиотеку и приучаются к систематическому чтению, участвуют в инклюзивных мероприятиях. Педагоги и родители видят в сотрудниках библиотеки компетентных партнеров, отмечают качество и результативность библиотечных занятий. А дети активно включаются в различные виды деятельности, стараются выполнить все предложенные задания.
3. Организация работы инклюзивного объединения «Семицветик» для детей с проблемами зрения.
Участие в объединении помогло родителям преодолеть психологический барьер и перестать бояться выходить с ребенком в общество. Родители получают уникальную возможность познакомиться с библиотечными методиками, направленными на формирование у детей полезных навыков через чтение.
4. Организация работы со специализированными учреждениями, поиск новых партнеров, заинтересованных в совместной работе с библиотекой.
Приводит к более адресной, разнообразной и плодотворной работе.
5. Проведение тематических мероприятий, в том числе и семейных, направленных на формирование инклюзивного отношения к людям с особенными потребностями.
Мероприятия, рассказывающие о людях с ОВЗ, способствуют формированию очень важных навыков у подрастающего поколения: принятию людей, непохожих на других, уважительному к ним отношению, повышению самооценки, умению идти к намеченной цели, следуя примеру людей с инвалидностью.
Библиотечные методики и книги, посвященные особенным людям, позволяют моделировать ситуации, в которых можно на собственном опыте прочувствовать, как непросто жить человеку с определенными ограничениями, представить на практике, с какими сложностями встречаются люди с ОВЗ в повседневной жизни, и научиться принимать их как равных.
Дальнейшее развитие практики:
- подготовка и проведение творческого конкурса «Особенные дети – особенные
таланты»;
- создание аудио-навигаторов в библиотеке;
- создание новых игровых панно для детей.

Документы практики:

Паспорт проекта

Презентация проекта

Ресурсы практики:

Сайт МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

https://пушкинка-саров.рф

Официальная страница МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» ВКонтакте 

https://vk.com/pushkinka_sarov

Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Васляева Татьяна Валентиновна
заведующий отделом методико-инновационной деятельности 89063535341, csdb-vaslyaeva@yandex.ru

Гарьковенко Татьяна Николаевна
заведующий отделом обслуживания
89503784613 garkovenko.03@mail.ru