Практика вовлечения школьников в развитие города Зеленогорска через реализацию собственных социальных проектов в партнерстве с организациями города, органами местного самоуправления.
Срок реализации практики:
С 2018 года по настоящее время.
Цель:
Создание механизма включения подростков (школьников) в развитие социокультурного пространства города посредством оформления собственных замыслов по преобразованию социальной действительности и реализации замыслов (реализации социальных проектов школьников) в партнерстве с субъектами социально-экономической жизни города Зеленогорска.
Задачи:
- Создание и организация работы Ресурсного центра поддержки и развития социального проектирования школьников на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр образования "Перспектива".
- Построение "Школы социального проектирования" - эффективной образовательной практики с привлечением субъектов из разных организаций и сфер деятельности по освоению школьниками технологии проектирования.
- Построение механизма взаимодействия инициативных школьников с представителями власти, бизнеса, общества по вопросам решения проблем городского развития, благополучия его жителей.
Предпосылки реализации:
- Вовлеченность подростков (школьников) в решение городских проблем социального характера, в процессы развития города наблюдалась ситуативно.
- Количество социальных проектов, инициированных и реализованных детьми школьного возраста (самостоятельно или в сопровождении взрослого), в городе фиксировалось не более двух ежегодно (на период до 2017 г.).
- Механизм/пространство взаимодействия инициативных школьников с организациями, предприятиями города, Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска отсутствовал.
Описание муниципальной практики:
Проект "Школа социального проектирования" инициирован Главой ЗАТО г. Зеленогорск в 2017 году. В настоящее время проект входит в виде самостоятельной задачи развития социального проектирования школьников в проект Красноярского края "Зеленогорск – территория промышленного роста и инновационной экономики" в рамках перечня мероприятий по развитию кадрового потенциала в целях обеспечения технологического развития ЗАТО г. Зеленогорск.
Основным исполнителем практики является Центр образования "Перспектива", где уже 10 лет реализуется образовательная программа по обучению детей технологии проектирования "Школа социального успеха".
Для эффективности работы с детьми по обучению технологии проектирования и по вовлечению в реальные социальные практики в рамках практики выстроены партнерские отношения с организациями города. Образовательная практика осуществляется в сетевом взаимодействии всех школ города и трех учреждений дополнительного образования и носит модульный характер (процесс разделен на самостоятельные целостные блоки, имеющие свою цель и конкретный результат).
В работе со школьниками используются тренинги, трендовые в образовании игровые техники, результаты имеют персонифицированный характер. Работа с обучающимися начинается с форсайт-сессии – инструмента моделирования будущего своего города. Следующие шаги работы направлены на оформление проекта в рамках построенного образа будущего.
Основная идея практики как образовательной – развитие метапредметных компетентностей (Soft skills) участников, социализация детей посредством их включения в разные сферы города через разработку и реализацию социально значимых проектов. Принципиальная позиция проектной группы состоит в том, что обучение технологии проектирования предполагает самостоятельное ответственное действие детей, которое заканчивается реализованным проектом. Школьники становятся полноправными субъектами развития своей территории, тем самым открывают для себя ощущение сопричастности и возможности самореализации в своем городе.
Ключевым событием в реализации представляемой практики является Форум городского масштаба "Мой вклад в ГринГрад" для школьников, реализующих (или разработавших/представляющих идеи) социальные проекты. В рамках форума проводится краудсорсинговая площадка "Народная поддержка" как место встречи проектных идей с ресурсами. На краудсорсинговой площадке школьники представляют свои идеи по решению городских проблем, а участники принимают решение о предоставлении (или не предоставлении) ресурсов, которыми они обладают. В рамках работы краудсорсинговой площадки подписываются соглашения о намерении взаимодействовать в реализации проекта с указанием предоставляемого ресурса. Таким ресурсом может стать экспертная помощь, административная поддержка, конкретные материалы/вещи, деньги, информационная поддержка, добровольческая деятельность и многое другое.
Проекты, поддержанные на форуме, реализуются школьниками совместно с найденными партнерами. Результаты реализованных проектов представляются проектными группами на городском отчетно-презентационном мероприятии «Галерея социальных проектов» через полгода после форума.
В процессе реализации проектов, на форумах, отчётно-презентационных мероприятиях проводятся рабочие встречи, круглые столы и др. события проектных команд с Главой города, представителями Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, руководством градообразующего предприятия города АО "ПО "Электрохимический завод".
Кроме того в рамках практики реализованы следующие социальные проекты школьников:
- "USB-зарядные устройства в автобусах города" - разработанные и созданные школьниками USB-зарядные устройства вмонтированы в ряд автобусов города для возможности подзарядки мобильных телефонов пассажиров;
- "Парад снеговиков – городской семейный конкурс" - в настоящее время проект тиражируется в районы города;
- "Найди" – создана и запущена игра геокэшинг с применением спутниковых навигационных систем для подростков Зеленогорска;
- "Узнай Зеленогорск" - разработаны настольные игры, по истории города Зеленогорска, проводятся игровые турниры;
- Проект "Мини-универсиада" для младших школьников, рассказывающий о видах спорта, об Универсиаде как уникальном событии, о спортивных возможностях в Зеленогорске (с вовлечением школьников в спортивные игры);
- "Книга памяти" - пишется на основе реальных историй родных и близких школьников. Проект сохранения памяти о солдатах, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- "Эко-Мульт" - создаются мультфильмы о животных растениях, внесенных в "Красную книгу", для проведения просветительских мероприятий в детских садах и в начальной школе;
- Проект "Вишневый сад" - на территории города разбит вишневый сад как площадка для проведения образовательных и досуговых мероприятий с учащимися школ и жителями микрорайона;
- "Удобному городу – удобные маршруты" - с помощью самостоятельно разработанного цифрового ресурса определено оптимальное расположение автобусных остановок. Проект включен Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска в дорожную карту реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства (проект "Умный город");
- "Музей под открытым небом" - создается интерактивный мобильный музей города (с указанием и описанием исторических и памятных мест города) в электронном визуальном и аудио сопровождении, проект включен Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска в дорожную карту реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства (проект "Умный город"). Реализованы и другие проекты.
Внедрение практики "Школа социального проектирования" позволило:
- выстроить систему взаимодействия между инициативными школьниками и субъектами социально-экономической жизни города, Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска;
- выстроить систему взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и школами для решения единой задачи вовлечения школьников в социальные практики;
- увеличить количество школ, институционально выстраивающих работу с детскими инициативами;
- увеличить количество школьников, вовлекаемых в социальные городские проекты;
- увеличить количество учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы, направленные на вовлечение школьников в социальное проектирование в масштабах города;
- увеличить количество проектов вышедших на конкурсы, фестивали и др. мероприятия регионального уровня;
- выстроить информирование горожан о реализуемых школьниками значимых для города проектах.
Затраты на реализацию практики:
Финансирование практики осуществляется из средств местного бюджета и средств фондов конкурсных программ и партнеров.
- Заработная плата сотрудников - 1 390 000 рублей.
- Оплата по договорам - 80 000 рублей.
- Коммунальные расходы - 86 970 рублей.
- Расходы на содержание имущества, расходные материалы - 90 000 рублей.
- Транспортные расходы - 60 000 рублей.
- Иные расходы на реализацию социальных проектов школьников - 850 000 рублей.
Достигнутые результаты:
- Количество школьников, прошедших "Школу социального проектирования" в 2018 году - 75 человек.
- Количество проектных команд, прошедших "Школу социального проектирования" - 8.
- Количество социальных проектов школьников, представленных на краудсорсинговой площадке городского форума "Мой вклад в ГринГрад" - 15.
- Количество участников краудсорсинговой площадки – потенциальных партнеров проектов - 12.
- Количество подписанных соглашений на краудсорсинговой площадке - свыше 40.
- Количество реализованных социальных проектов - 8.
- Количество проведенных методических мероприятий для педагогов, вовлечённых в работу со школьниками по сопровождению социальных проектов (мастер-классы, лекции, образовательные экскурсии) - 3.
- Количество педагогов, принявших участие в мастер-классах, лекциях и пр. - 43.
- Участие проектных команд подростков (и детско-взрослых команд) в конкурсах социальных проектов муниципального, регионального уровней - 7.
- Количество проектов, получивших финансовую поддержку в рамках конкурсных процедур: конкурс АО "ПО "ЭХЗ" на благотворительную поддержку социально значимых проектов города, краевой конкурс "Территория 2020" и др. - 3.
- Количество проектов школьников, признанных Администрацией города Зеленогорска как значимых для развития территории - 1.
Выгодополучатели:
- Обучающиеся школ города – участники практики.
- Социально ориентированные школьники.
- Школы.
- Администрация города.
- Жители города.
Документы практики:
1. Паспорт практики.
2. Презентация практики.
3. Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве.
4. Приказ управления образования Администрации ЗАТО города Зеленогорска Красноярского края от 31.08.2018 г. №227 "Об утверждении Положения о рейтинге муниципальных образовательных учреждений г. Зеленогорска"
5. Положение о ресурсном центре поддержки и развития социального проектирования школьников.
6. Положение о форуме "Мой вклад в Гринград" для школьников г.Зеленогорска, реализующих социальные проекты, направленные на преобразование городского пространства.
7. Приказ Министерства образования Красноярского края от 07.03.2019 г. № 104-11-05
Ресурсы практики:
Контакты ответственных лиц за реализацию практики:
|
|
Антонюк Светлана Владимировна
Директор Центра образования "Перспектива"
8(39169) 4-05-15, +7(913)561-37-44, antonyuk@yandex.ru
|
|
|
Иванова Елена Владимировна
Руководитель Ресурсного центра развития и поддержки социального проектирования школьников, методист Центра образования "Перспектива"
8(39169) 3-50-71, +7(950)414-19-03, itisnice@mail.ru
|