В середине 1990-х годов в России значительно снизился престиж культуры в целом и чтения в частности. Специалисты забили тревогу, появилось новое понятие – функциональная безграмотность. Проблема выражается в том, что обученный писать и читать человек не умеет осмыслять текст извлекать из него ключевую информацию. Именно в те годы Центральная детская библиотека Трехгорного определила себя как центр развития творческой читательской деятельности. В процессе такой деятельности у ребёнка-читателя могут быть сформированы качества и навыки, необходимые для функциональной грамотности.
Интеллектуальный марафон в детской библиотеке – это ежегодно реализуемый комплекс литературно-познавательных игр для читателей 6-15 лет, сочетающий в себе разнообразные формы индивидуальной и массовой работы с читателями устного, наглядного и комбинированного характера.
Игровой марафон имеет продолжительность 11 месяцев (длится с 1 января по 1 декабря), оставшееся до конца года время используется для подведения итогов и финального мероприятия.
Принять участие в марафоне может каждый желающий, независимо от возраста, активности посещений библиотеки и т.д.
Участник игры имеет право играть только в те игры и только в тех залах, которые выберет сам, остановить свою игру в любой момент и возобновлять участие совершенно беспрепятственно, играть в удобное для себя время, заработать любое возможное количество «эрудиток», быть награжденным за успехи и т.д. «Эрудитка» - это небольшой (4х4см) двухсторонний бумажный квадрат. На его лицевой стороне изображается один из литературных героев библиотечной «Читай-компании» (Чебурашка, Карлсон, Кот Ученый, Мальвина и Пьеро и др.) и написано слово «эрудитка» (ежегодно герой на «эрудитке» меняется). Оборотная сторона – пустое поле, предназначенное для пометок библиотекаря, а именно для указания количества выданных «эрудиток», библиотечной печати и подписи специалиста.
Обязанности участников касаются только общей читательской и пользовательской культуры.
Учет участников игры ведется в каждом зале, предлагающем игровые формы. В конце года данные сводятся в единую таблицу. Таким образом, в каждой возрастной категории выявляются лидеры.
Внедрение практики «Интеллектуальный читательский марафон «Читатель года» позволило расширить круг чтения детей-участников практики, обучить детей приемам эффективного поиска и использования информации, а также вовлечь в процесс чтения малочитающих детей, в том числе с девиантным поведением, из неблагополучных семей и т.п.
Подробнее познакомиться с документами практики «Интеллектуальный читательский марафон «Читатель года» можно по ссылке: http://xn----8sbnldambc7bl0af0dp.xn--p1ai/praktiki/trehgorniy/praktiki-v-trehgornom/intellektualnyi-chitatelskii-marafon-chitatel-goda