Главная > Практики > Железногорск > Практики в Железногорске > Добрый Железногорск

Практика: Добрый Железногорск

Номинация: Создание условий для развития волонтерской (добровольческой) деятельности.

Практика предусматривает включение в добровольческие программы жителей не вовлеченных в общественную жизнь города, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья или пожилого возраста. Это обеспечивает для указанных категорий дополнительные возможности социальной активности и может быть рассмотрено как специальный метод  увеличения степени участия всех граждан в социуме.

Описание муниципальной практики:

В настоящее время при реформировании социальной сферы мало учитываются ресурсы местных сообществ, такие как творческий потенциал личности (человеческий капитал), сила неформальной организации, которая организует и интегрирует индивидуальные усилия многих, источники саморазвития и самоорганизации (социальный капитал). Как показывает практика, количество потенциальных участников добровольческого движения, благотворительной деятельности, иных видов социально ориентированной деятельности существенно превышает число людей, занимающихся данными видами деятельности актуально.

За предшествующий трехлетний период количество реализованных в ЗАТО г. Железногорск социально значимых проектов СОНКО только за счет бюджетных средств выросло с 10 до 41. Количество проектов, реализованных за счет внебюджетных источников, выросло более чем в 5 раз. Еще более активно велась работа по привлечению внебюджетных средств в некоммерческий сектор Железногорска. В ходе работы ресурсного центра поддержки общественных инициатив социально ориентированные некоммерческие организации  Железногорска в текущем году стали победителями краевых, федеральных грантовых конкурсов в 32 случаях на общую сумму более 5 млн. рублей.

Существенный вклад в поддержку сферы оказывают размещенные в г. Железногорске предприятия госкорпораций. Только в конкурсе «ТОП 20», организованном ФГУП ФЯО «ГХК» в 2017 году количество поданных заявок достигло 87, а оргкомитет конкурса принял решение об увеличении грантового фонда с 2 млн. рублей до 4 млн. рублей и количество победителей достигло 40 (в 2016 – 20 победителей).

Важной является выявленная особенность. В результате сложившейся экономической ситуации и оптимизации бюджета грантовый фонд муниципального конкурса на предоставление субсидий некоммерческим организациям в последние годы сократился. Но при этом, количество проектов-победителей конкурса оставалось на том же количественном уровне. Это еще раз подтверждает потенциал некоммерческого сектора, социально-экономическую эффективность проектов НКО, которые решают проблемы сообщества за гораздо меньшие средства, чем государственные и муниципальные учреждения, результативно используя все имеющиеся ресурсы, в первую очередь человеческий.

Тем не менее, потенциал добровольческой и благотворительной деятельности в г. Железногорске требует раскрытия и преодоления проблем, препятствующих развитию третьего сектора в городе.

При поддержке органов местного самоуправления и предприятий Госкорпорации «Росатом» в городе формируется административная и социальная инфраструктура поддержки и развития добровольческой и благотворительной деятельности, обеспечивается системная поддержка такой деятельности на постоянной основе. Развитие горизонтальных связей обеспечивает самостоятельную активность добровольческого сообщества, поддержку новых участников со стороны сообщества и коммуникацию с получателями социальных услуг.

Важнейшей составляющей проекта является подход, который предполагает, что получатели социальной помощи, оказываемой СО НКО и добровольческими инициативными группами, сами могут включаться в посильную деятельность по оказанию социальной помощи. Это интегрирует их в систему горизонтальной коммуникации, обеспечивает более качественную социальную адаптацию, создает среду неформальной поддержки, повышает их социальное самочувствие.

За счет информационно-рекламной и коммуникационной составляющих проекта в городе формируется такая атмосфера, когда участие в добровольческой и благотворительной деятельности для горожанина является нормой, а в молодежной среде ещё и модой.

Кроме того, эффективность бюджетных и внебюджетных инвестиций в проект обеспечивается двумя факторами. Во-первых, некоммерческие организации и инициативные группы решают задачи социального характера за гораздо меньшие средства, чем государственные и муниципальные учреждения, эффективно используя все имеющиеся ресурсы, в первую очередь человеческий. И, как правило, при реализации социальных проектов человеческий труд является добровольным и не оплачивается в ходе реализации проектных мероприятий. Это позволяет за счет меньшего объема затрат обеспечить больший охват лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Во-вторых, СО НКО и инициативные группы обладают большей гибкостью, более информированы о реальных потребностях получателей помощи, оказываемая ими помощь более точным образом удовлетворяет потребности нуждающихся в такой помощи.

Для повышения эффективности реализуемых подходов проводится ежегодный общегородской фестиваль «Добрый Железногорск». Это позволяет перевести в формат праздника повседневную деятельность СО НКО и инициативных групп, сконцентрировать информационные и коммуникационные потоки, привлечь дополнительное внимание городского сообщества.

Практика предусматривает включение в добровольческие программы жителей не вовлеченных в общественную жизнь города, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья или пожилого возраста. Это обеспечивает для указанных категорий дополнительные возможности социальной активности и может быть рассмотрено как специальный метод увеличения степени участия всех граждан в социуме.

Предпосылки реализации:

  1. Меры социальной поддержки, которые реализуются в соответствии с государственными стандартами, не обладают достаточной точностью, полностью соответствующей потребностям нуждающихся в помощи групп населения.
  2. Количество людей, которые потенциально готовы принимать участие в добровольческой и благотворительной деятельности, существенно превышает количество актуальных участников такой деятельности. Городское сообщество участников добровольческой и благотворительной деятельности не обладает необходимой автономией, его самоорганизации и развитию препятствует недостаток горизонтальных связей.
  3. Недостаток информации правового и экономического характера у действующих СОНКО и у потенциальных организаторов и участников добровольческой и благотворительной деятельности, нехватка знаний, связанных с методами организации социально ориентированной деятельности.
  4. Потенциальные участники данной деятельности не обладают полнотой сведений и возможностях финансовой, организационной и информационной поддержки со стороны органов местного самоуправления, не владеют достаточной информацией о реализуемых грантовых программах, не имеют достаточного опыта для подачи заявки и обеспечения необходимой отчетности.
  5. Участникам социально ориентированной деятельности необходимо получать дополнительные компетенции в сфере закупок товаров, работ и услуг в рамках Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», развития социальных инноваций, управления проектами, привлечения и управления ресурсами.
  6. Требуется не эпизодическая, а постоянная поддержка социально ориентированных НКО и добровольческих инициатив на городском уровне.
  7. Необходимо совершенствование конкурсных механизмов предоставления муниципальных грантов.
  8. В работу экспертного сообщества и конкурсных комиссий должны быть вовлечены в большей степени представители СО НКО и инициативных групп граждан.
  9. Недостаточная информационная поддержка в местных СМИ и интернет-пабликах деятельности СОНКО и инициативных добровольческих групп, недостаток социальной рекламы, неразвитые коммуникации на данную тему в коллективах предприятий и организаций города.

Внедрение практики в сфере создания условий для развития волонтерской (добровольческой деятельности) «Проект развития добровольческой и благотворительной деятельности в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края «Добрый Железногорск» позволило:

  • увеличить объемы и повысить качество оказываемой помощи;
  • создать возможности для горизонтальной коммуникации с сообществом горожан, оказывающим добровольческую и благотворительную помощь;
  • создать дополнительные возможности для социальной интеграции;
  • повысить уровень административной, организационной, консультационной, информационной поддержки;
  • повысить квалификацию участников деятельности;
  • создать условия для распространения лучших практик социально ориентированной деятельности;
  • обеспечить возможности для участия СО НКО в предоставлении муниципальных услуг и участии в конкурсах на размещение муниципального заказа;
  • обеспечить поддержку деятельности СО НКО и инициативных групп граждан со стороны общественного мнения города;
  • оказать административную, организационную, консультационную, информационную поддержки только создаваемым СО НКО и инициативным группам на первых этапах их деятельности;
  • поддержать горожан, намеренных заниматься социально ориентированной деятельностью со стороны сотрудников Городского ресурсного центра, органов местного самоуправления, представителей СО НКО и инициативных групп, имеющих большой опыт социально ориентированной деятельности;
  • создать условия для более широкого привлечения жителей города к социально ориентированным программам в качестве добровольцев и благотворителей;
  • обеспечить социальное развитие городской среды, повышение социального самочувствия населения, гармонизация отношений населения и органов местного самоуправления.

Затраты на реализацию практики:

  1. Мероприятия по формированию общегородской инфраструктуры добровольческой и благотворительной деятельности - 455 тыс. рублей.
  2. Мероприятия по реализации социальных программ и социально-ориентированных инициатив - 2 089 тыс. рублей.
  3. Проведение Гражданского форума с участием экспертов и активистов территорий Красноярского края и праздника-форума «Добрый Железногорск» - 351 тыс. рублей.

Расходы на реализацию практики (формирование общегородской инфраструктуры добровольческой  и благотворительной деятельности, проведение мероприятий по реализации социальных программ и социально-ориентированных инициатив, проведение гражданского форума) осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Достигнутые результаты:

  1. Количество СО НКО, общественных движений и инициативных групп, получивших административно-организационную, информационную, консультационную, имущественную и финансовую поддержку - 40.
  2. Доля жителей вовлеченных в реализацию социальных проектов, мероприятий, в добровольческую деятельность и благотворительность -10%.
  3. Количество жителей ЗАТО Железногорск - получателей социальных услуг СО НКО, добровольческой и благотворительной помощи -  5000 человек.
  4. Количество мероприятий проекта, направленных на развитие единого городского пространства административной, информационной, организационной, консультационной, имущественной и финансовой поддержки деятельности СО НКО, добровольческого движения и благотворительности -14.
  5. Количество реализуемых программ добровольческой и благотворительной помощи и негосударственной социальной поддержки - 23.
  6. Доля населения, получившая информацию о реализуемых в городе добровольческих и благотворительных проектах с целью участия в них – 40%.

 Выгодополучатели:

  1. Лица, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке.
  2. СО НКО.
  3. Инициативные группы граждан.
  4. Жители города, представители предпринимательского сообщества, готовые начать участвовать в добровольческой и благотворительной деятельности регулярным образом в качестве инициаторов и организаторов.
  5. Жители города, представители предпринимательского сообщества, готовые начать участвовать в добровольческих и благотворительных программах эпизодическим образом.
  6. Все жители города.
  7. Органы местного самоуправления.

Документы:

  1. Паспорт практики
  2. Краткое описание практики
  3. Презентация практики
  4. Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 06.11.2013 № 1754 «Об утверждении муниципальной программы «Гражданское общество – ЗАТО Железногорск»
  5. Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 05.11.2013 №1744 «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь ЗАТО Железногорск в XXI веке»

Ресурсы:

Группа в "Вконтакте"

 Контакты ответственных лиц за реализацию практики:

Кузнецова Анна Сергеевна

Руководитель Краевого Центра поддержки общественных инициатив

8(391)200-49-18, centrpro24@mail.ru

Томилова Кристина Анатольевна

Главный специалист по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации ЗАТО г. Железногорск

8 (3919)76-56-36, tomilova@adm.k26.ru